На главную написать письмо карта сайта
Вопросы и ответы
Первая фирма патентных поверенных
изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, ноу-хау, произведения науки, литературы и искусства...
Почему это надо
Как это делается
Почему выбирают нас
Наши клиенты
Это интересно
Обучение
Стоимость услуг
Вопросы и ответы
Неотложные меры
Законодательство
Публикации
Наши патенты
Наши товарные знаки
Олимпийские товарные знаки
Звездные товарные знаки
   

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Страницы 1 | 2
ВОПРОС
Я – Индивидуальный предприниматель. Уже 10 лет мне принадлежит магазин «Цветовод». Примерно год назад мой конкурент, тоже ИП, назвал свой магазин точно так же. В 4 части Гражданского кодекса я прочитал о таком исключительном праве, как право на коммерческое обозначение. Является ли название магазина коммерческим обозначением? Как мне его защищать?

ОТВЕТ
В соответствии со статьей 1538 ГК РФ, к субъектам права на коммерческое обозначение (КО) относятся:
1) юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность;
2) юридические лица, не являющиеся коммерческими организациями, но имеющие право заниматься предпринимательской деятельностью;
3) индивидуальные предприниматели.

Коммерческие обозначения имеют специальный объект индивидуализации (объект права) - разного вида предприятия, в том числе торговые - магазины, рынки, торговые центры и т.п. Далее>>
ВОПРОС
В связи с принятием четвертой части Гражданского кодекса РФ просьба сообщить о порядке выплаты авторских вознаграждений.

ОТВЕТ
Несмотря на введение с 1 января 2008 года четвертой части Гражданского кодекса РФ, заменившей собой все ранее действовавшие законы в области интеллектуальной собственности, по оценкам большинства специалистов, революционных изменений в законодательстве не произошло. Поэтому остаются в силе все наши рекомендации, изложенные, например, в «Вопросах и ответах», сформулированные в период действия «старых» законов. Специально в ответ на вопрос об авторских вознаграждениях в разделе «Законодательство», дополнительно к статье 1370 ГК РФ, размещаем соответствующее информационное письмо Роспатента от 25.06.2008.
ВОПРОС
Наша фирма выпускает определенную продукцию по своим техническим условиям. По лицензионному договору с фирмой-партнером нами приобретено право использования товарного знака на аналогичную продукцию, производимую фирмой-партнером по своим техническим условиям. Вопросы: по какой нормативной документации (нашей или "чужой") мы можем производить продукцию? Действуют ли наши ТУ при нанесении на упаковку нашей продукции товарного знака фирмы-ленцизиара, т.к. трактовка некоторых критериев в разных ТУ различна.

ОТВЕТ
В общем случае нанесение на упаковку товарного знака не связано с ТУ, по которым производится упаковываемый товар, т.к. разная продукция может маркироваться одним и тем же товарным знаком. Например, всем хорошо известно большое число разных товаров, производимых под маркой «Домик в деревне».

В то же время в соответствии с законодательством о товарных знаках, товар, маркируемый товарным знаком, приобретенным по лицензии, должен быть по качеству не хуже товара, производимого лицензиаром (владельцем товарного знака), и это прописывается в тексте лицензионного договора. Советуем Вам перечитать этот текст и выяснить, есть ли в нем указания на обязательное соответствие качества товара конкретным ТУ. Если нет, то Вы можете производить свой товар по любым ТУ, конечно, соблюдая при этом другие требования лицензионного договора в отношении качества товара.
ВОПРОС
Каковы размеры вознаграждений авторов служебных изобретений, полезных моделей, промобразцов?

ОТВЕТ
Согласно Ст.8 Патентного закона РФ от 23.09.1992 с изменениями и дополнениями от 07.02.2003, автор служебного изобретения, полезной модели, промобразца имеет право на вознаграждение; размер вознаграждения и порядок его выплаты определяется договором между автором и работодателем. В случае недостижения между сторонами соглашения об условиях договора в течение 3-х месяцев после того, как одна из сторон сделает другой стороне предложение в письменной форме об этих условиях, спор о вознаграждении может быть решен в судебном порядке. Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки вознаграждений.

Согласно Комментарию к Патентному закону РФ (А.Д.Корчагин и др., М: Изд."Компания Димитрейд График Групп", 2004, с.43), так как Правительство РФ пока не воспользовалось этим правом, рекомендовано принимать во внимание Постановление Правительства РФ от 14.08.1993. №822., которым установлено, что при недостижении соглашения между автором и патентообладателем применяются положения пунктов 1, 3 и 5 статьи 32 Закона СССР "Об изобретениях в СССР". Вознаграждение за использование исчисляется исходя из прибыли (доли прибыли), получаемой патентообладателем от использования изобретения, а при ее отсутствии - из себестоимости (доли себестоимости), приходящейся на данное изобретение. При невозможности выделения затрат - экспертным путем. Конкретные цифры следующие: не менее 15% прибыли, получаемой патентообладателем от использования изобретения, а также не менее 20% выручки от продажи лицензии без ограничения максимального размера вознаграждения. Или, соответственно, не менее 2% от доли себестоимости продукции (работ, услуг), приходящейся на данное изобретение.
ВОПРОС
Проясните пожалуйста следующую ситуацию. Я желаю зарегистрировать домен в зоне RU. Но судя по публикациям, у меня есть возможность пострадать, в случае если чей-то зарегистрированный товарный знак (товарная марка) буду совпадать по описаниям (звучаниям, принадлежности) частично или полностью моему домену. Растолкуйте пожалуйста, какие последствия могут возникнуть и как этого избежать??? Необходимо ли проверить, или же даже стоит зарегистрировать доменное имя как товарный знак??? Домен будет принадлежать частному лицу. Заранее спасибо за ответ. Жду письма.

ОТВЕТ
Спасибо за вопрос. Он очень своевременный для многих и многих, так как число обладателей собственных сайтов растет стремительно и также стремительно растет число конфликтов между доменными именами и зарегистрированными товарными знаками (ТЗ). Дело в том, что исключительные права на средство индивидуализации товара или услуги (а доменное имя - это одно из средств индивидуализации) имеет только тот, кто зарегистрировал это средство индивидуализации в качестве товарного знака в государственном патентном ведомстве. Пункт 2 статьи 4 Закона РФ "О товарных знаках..." от 23.09.1992. с изменениями от 24.12.2002. гласит, что нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения (в отношении перечисленных в свидетельстве на ТЗ товаров), например, размещение в сети Интернет, в частности, в доменном имени и при других способах адресации.

Поэтому до регистрации доменного имени разумно подать заявку на регистрацию его в качестве товарного знака (предварительно исследовав его принципиальную охраноспособность на соответствие критериям, предъявляемым к ТЗ упомянутым Законом о ТЗ).

Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с российским законодательством регистрация товарного знака на имя физического лица возможна только в случае, если физическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность (п.3 статьи 2 Закона о ТЗ).
ВОПРОС
Что такое ВОИС?

ОТВЕТ
ВОИС - Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO - World International Property Organization) - была создана на дипломатической конференции в Стокгольме в 1967 году. Она вобрала в себя функции секретариата практически всех союзов и организаций по охране интеллектуальной собственности (ИС).

В 1974 году ВОИС стала независимым межправительственным органом в статусе специализированного учреждения ООН. Целью создания ВОИС явилось придание интеллектуальной собственности экстерриториального, наднационального характера путем признания единых норм в области ИС, согласования с ними основных норм национальных законодательств. ВОИС согласно ее Уставу призвана облегчить передачу технологий развивающимся странам, чтобы ускорить их экономическое, общественное и культурное развитие. В рамках ВОИС действуют международные союзы:
  • Парижский - по охране промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки)
  • Бернский - по охране литературных и художественных произведений
  • Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах.
  • Римская конвенция по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов радио- и телевещания и др.
Все это - договоры, устанавливающие международную охрану.

А вот договоры, способствующие международной охране:
  • Договор о патентной кооперации, предусматривающий подачу заявок на международные патенты
  • Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков и др.
Членами ВОИС являются около 200 государств. Российская Федерация стала членом ВОИС с 26 апреля 1970 года как правопреемник СССР. Из перечисленных выше союзов Россия на сегодняшний день является членом всех, кроме Мадридского соглашения о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах.
ВОПРОС
ЧЕМ КОНКРЕТНО КОНКРЕТНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ «ГРОЗИТ» ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО В СВЯЗИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ?

ОТВЕТ
Говоря коротко: остановкой производства и закрытием предприятия. Потому что акценты решения проблем ИС сместятся с деклараций в правоприменительную плоскость.
Говоря подробнее. Дело в том, что российское законодательство в области ИС с законодательством международным уже гармонизировано, так как исключительные права ИС декларированы в России еще с 1992 года. А вот правоприменительная практика в области ИС складывается очень медленно.
В то же время вступление России в ВТО означает обязательства по применению мер принуждения к соблюдению прав (часть Ш Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Так как слабость правоприменения является барьером на пути развития, участники Соглашения ТРИПС обязуются обеспечить такие национальные процедуры принуждения и способы их применения, которые позволят обладателям исключительных прав ИС эффективно претворять эти права в жизнь.
Уже теперь и в стране в целом, и в Башкортостане имеются примеры вынужденной перестройки и даже остановки производства по причине небрежного отношения к собственной ИС.
Например, уходя с предприятия, специалисты уносят с собой бесценные знания и опыт, не запатентованные своевременно предприятием. Мало того, что организуется конкурентное производство с применением «унесенных» технологий, так эти технологии еще и патентуются, за чем следует требование к «нерасторопному» предприятию прекратить применение запатентованной технологии или купить лицензию на право ее использования.
Другой пример. Разворачивается новое производство (например, глазированных сырков). Придумана и печатается в огромных количествах яркая упаковка с броским товарным знаком. Наконец, товар на прилавке. Все идет прахом, когда неожиданно приходит претензионное письмо от обладателя исключительных прав на товарный знак. Потратив уйму времени и средств на все остальное, Вы упустили мелочь: не проверили придуманный Вами товарный знак на патентную чистоту. «Съэкономив» таким образом, Вы вынуждены или расстаться с товарным знаком или купить право его использования у обладателя исключительных прав.
Разворачивается другое, например, более наукоемкое производство; возможно, с применением рекомендованной Вам «научной фирмой» технологии. Вы купили документацию, но не потребовали от «научной фирмы» ни подтверждения ее прав на проданную ею технологию, ни гарантий ее патентной чистоты. В результате выясняется, что, используя технологию, Вы нарушили чьи-то исключительные права на нее. Альтернатива та же: остановить производство или купить лицензию на право использования технологии.
Очевидно, что со вступлением России в ВТО, когда правообладатели будут уверены в возможности реализации своих исключительных прав на ИС, количество претензий возрастет в десятки и сотни раз. Соответственно, возрастет и риск, если продолжать жить по старинке - без должной защиты своих прав интеллектуальной собственности.
ВОПРОС
В своих «Советах» в качестве первой рекомендации предприятию по защите прав интеллектуальной собственности Вы указываете служебную и коммерческую тайну: обеспечение режима конфиденциальности относительно любой информации, имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность для предприятия. Просим обозначить основные шаги, необходимые для организации такого режима на предприятии.

ОТВЕТ
В наших «НОВОСТЯХ» мы сообщали, что в августе 2004 года вступил в силу Федеральный Закон «О коммерческой тайне». Статья 10 Закона содержит перечень мер по охране конфиденциальности информации, принимаемых ее обладателем. К ним относятся:
- определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
- установление порядка обращения с этой информацией и ограничение доступа к ней;
- учет лиц, получивших доступ к этой информации, и лиц, которым такая информация была передана;
- регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
- нанесение на материальные носители коммерческой тайны грифа «Коммерческая тайна».
Степень важности обеспечения режима коммерческой тайны для предприятия трудно переоценить, так как, в соответствии с п.5 статьи 11 Закона, если работодатель не исполнил обязанность по обеспечению режима коммерческой тайны, то работник не возмещает ущерб либо убытки от разглашения им информации, составляющей коммерческую тайну.
Страницы 1 | 2
© Первая фирма Патентных поверенных, 2004-2017
с 25.03.2008

с 16.09.2004